Ноя 17, 2013 | Кругосветка

Первый этап кругосветки «Морской Черепахи» закончен. Катамаран вытащили на берег в одной из марин турецкого Фетие, недалеко от Анталии. Там он простоит до мая следующего года. Считаю, что нам удалось испытать и обкатать в самых разных погодных условиях множество новых идей и технологий. Мы уезжаем из гостеприимной Турции 14-го ноября. Погода солнечная, температура днем около 25-ти градусов, воды  21. Только накопившиеся дела в Москве вынудили уехать из этого рая.

За три с половиной месяца «Морская Черепаха» прошла более 7 тыс. км по рекам нашей страны и Азовскому, Черному, Мраморному, Эгейскому и Средиземному морям. Мы старались почти не выбирать погоды и иногда попадали на очень жесткий ветер (до 50 узлов (примерно 25м/с) и большую волну  (больше 3-х метров). В Азовском море из-за ошибок в навигации, ночью, в штормовых условиях мы вылетели на песчаную косу. В турецком Мармарисе, когда мы надолго уехали с катамарана, вопреки прогнозу ветер поменял свое направление и возрос до штормовой силы. Катамаран стащило с якорей и он полчаса бился о бетонный причал в прибойной волне. Несколько раз мы садились на мель. Однажды, на всем ходу врезались в неосвещенный бакен на Дону. Для любой стеклопластиковой лодки подобные промашки капитана  закончились бы печально. На нашем катамаране после всех заключений нет ни одной пробоины или трещины. Корпус совершенно цел. Подробно о конструкции уникального корпуса я расскажу в следующей статье.

Движители. Катамаран оснащен жестким парусом – крылом, бензиновым подвесным мотором «Хонда» 20 сил,  тремя электромоторами по 650 Ватт и системой  автоматического поддержания курса.

Электромоторы не пригодились совсем. Они не обеспечивают необходимую скорость движения и не удобны в эксплуатации на нашем катамаране. В следующем году один из них будет установлен на нашем надувном динге, на котором мы добираемся до берега.

Подвесной мотор Хонда выше любых похвал. Мало того, что этот мотор ходит пятый сезон, но за все путешествие у него не было ни одного сбоя. Когда он работает, его почти не слышно (в отличии от любого яхтенного дизеля), от него нет вибрации и запаха. Для поддержания необходимой нам скорости хватало его самых малых оборотов. В таком режиме мотор сверх экономичен. При каждодневной эксплуатации по 6 -8 часов, 20-ти литровой канистры хватает на     4-5 дней.

Наш экспериментальный жесткий парус –крыло, конечно, уступает по ходовым качествам традиционному парусному вооружению. Он не работает на встречных к ветру курсах, его площади недостаточно, чтобы самостоятельно двигать катамаран при слабых ветрах, но в сочетании с мотором и автопилотом он очень удобен. Во-первых, поставить и убрать этот парус так же легко, как завести ключом мотор. Во-вторых, его не требуется контролировать при работе. Когда есть хоть сколько-нибудь не встречного ветра, парус добавляет скорости и еще больше уменьшает расход топлива мотора. При ветре больше 15 узлов для нормального движения достаточно только одного паруса. И он уверенно работает до скорости ветра в 25-30 узлов, т.е. до такого ветра, когда на традиционных яхтах, в лучшем случае, оставляют только штормовой комплект. За время испытаний мы немного модернизировали наш парус: убрали из него гибкую составляющую и добавили жесткой. Теперь он абсолютно жесткое крыло, что еще более упростило его эксплуатацию.

Автопилот (или авторулевой) – это чуть ли не основной по значимости прибор на нашем катамаране. Он не просто упрощает управление. Автопилот  делает возможным существование главной идеи — жить на воде. Без него невозможно даже представить себе круизное плавание, а тем более, когда вы живете долго на своем судне. К сожалению, мы не умеем стоять на месте. Зайдя вечером в очередной уютный городок, утром мы уже уходим из него посмотреть, что там за поворотом. Во время движения мы готовим еду, завтракаем, обедаем, читаем, загораем, смотрим кино, пишем, работаем, ловим рыбу, даже купаемся, в общем занимаемся всем чем угодно. Это было бы не возможно, если бы приходилось еще рулить и стоять вахты. Достаточно изредка поглядывать на море вокруг себя и слегка поправлять курс, касаясь кнопок авторулевого «+10» или «-10». Всю работу по управлению катамараном в море он взял на себя.

Деньги и расходы. Все круизные яхты, на ночь стараются встать в марину. Во-первых, марина – это укрытие от волн и ветра. Во-вторых, в марине можно подключиться к воде и электричеству.( а это необходимо для нормальной работы холодильника, и остального кухонного и навигационного оборудования). В-третьих, в марине  можно купить продукты и принять душ. Но, к сожалению, марины небесплатны. Ночь стоянки судна типа нашего обойдется в 40-60 Евро. За три с половиной месяца плавания мы НЕ ПОТРАТИЛИ ни копейки на стоянку. На «Морской Черепахе» большой запас пресной воды и собственное электричество. 
Вторая статья расходов – продукты. Но из нее мы вычли основную составляющую –морепродукты, потому что их мы добывали сами. На Средиземке  не было ни одного дня, чтобы у нас в холодильнике не лежал свежий осьминог или рыба. Все давало море. И еще апельсины и гранаты мы набирали в заброшенных садах повсеместно в достаточных количествах. В магазине оставалось докупить овощи, оливки, сладости, вино и некоторые фрукты.

На топливо, для каждодневного движения, уходило где-то по 200 Евро в месяц. Но если не нестись каждый день, а спокойно отдыхать по недельке в наиболее интересных местах и ждать подходящего ветра, то  расходы на топливо будут не заметны.

Оформление документов. Для того, чтобы законно находиться в Турции на своей яхте необходимо оформить Транзитлог за 80 дол.США. Он выписывается на один год. Но, легко можно обойтись и без этого документа, ничем ни рискуя.
Экскурсии и передвижения по стране. В Турции очень развито автобусное сообщение и оно там совсем не дорогое. Если не пользоваться туристическими предложениями и такси, а передвигаться внутри страны по интересным местам на рейсовых (очень комфортабельных) автобусах, то расходы на экскурсионную программу будут смехотворно малы.

Ну и конечно, наши электровелосипеды бесплатно решили все наши местные потребности в транспорте.

Подводя итог в графе РАСХОДЫ,  могу сказать, что наш образ жизни в Турции был намного экономичней московского, хотя мы не в чем себе особо не отказывали.

Наш маленький по московским меркам катамаран, в Турции и Греции оказался почти слоном. На местные причалы мы еле втискивались со своими габаритами. Если наш катамаран был  бы хоть немного больших размеров, то половина стоянок, которыми мы пользовались, отменились.

В туристических местах, где много больших судов и все привыкли с них брать деньги, наши скромные размеры позволяли нам пользоваться местами для стоянок, предназначенными только для местных, а потому бесплатными. И не смотря на это, большие каюты нашего катамарана (по 8 кв. м.)с панорамным остеклением, а не маленькими иллюминаторами,  позволяли с большим комфортом отдыхать в любом месте.  

Комплект электрического кухонного оборудования сделал процесс приготовления пищи абсолютно аналогичный домашнему. Переносная газовая плита, которую мы возили с собой на всякий случай, пригодилась всего пару раз в ноябре, когда день стал короче, а мы занялись маринованием осьминогов для отправки в Москву, потому что столько съесть и раздать друзьям, сколько я их ловил, было уже невозможно.

Солнечные панели оправдали себя на все сто процентов. Несмотря на то, что их заявленная производителем мощность более чем в два раза больше, чем реальная, мы не чувствовали нехватку электричества на всем пути. А расходы у нас были совсем не яхтенные. Мы постоянно пользовались  400-от литровым холодильником, электроплитой, электрочайником, микроволновкой, мультиваркой, стиральной машиной, пылесосом, навигационным оборудованием и автопилотом, светом. Постоянно заряжалась несколько компьютеров, куча разных гаджетов и большие велосипедные аккумуляторы. На борту был резервный бензогенератор. Но мы его НИ РАЗУ не заводили.

Катамаран полностью выполнил поставленную перед ним задачу – стать недорогой, уютной дачей на Средиземном море. На нем можно очень экономично жить вчетвером в самых интересных и отдаленных уголках средиземноморской Европы. Большинство таких мест труднодоступно для обычных туристов, а бывает и для местных жителей. И вместе с тем, мы могли на своей даче встать в самом центре любого курортного города.

Катамаран позволил совсем иначе взглянуть на подводный мир. Мы могли ежедневно часами заниматься снорклингом  и подводной охотой. Осьминоги, кальмары, крабы, мурены и другая рыба стали основой нашего рациона. Даже нескольких месяцев такой жизни хватило, чтобы ощутить улучшения собственного здоровья и общего состояния организма.

Вместе с тем, мы не просто говорим, что у нас все хорошо. Мы предлагаем всем готовый продукт. Наш морской катамаран – это не просто яхта или дача на море. Это новый, качественный образ жизни. Жизни свободного человека, в самых комфортабельных и роскошных условиях. Мы предлагаем жить там, где раньше жили Боги. Где их присутствием пропитаны камни. Жить там, где растут пальмы, и плещется море. И все это абсолютно доступно для большинства людей.

Более того. Мы живем на воде в разных уголках планеты более 15 лет и накопили немало опыта. Мы готовы обучать тонкостям этой жизни всех желающих, которые только задумываются на эту тему и готовы попробовать. Мы понимаем , что купить катамаран и пойти на нем сразу в море, по меньшей мере безрассудно. Чтобы научиться управлять яхтой можно закончить соответствующие курсы. Но этих знаний совершенно недостаточно, чтобы жить в море. Поэтому, мы открыли свои курсы ,направленные на то, чтобы научить безопасно и с комфортом  жить в море на собственной плавучей даче.

0 Comments

Submit a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние публикации

Как самому построить корабль?

В нашей стране очень популярно увлечение по восстановлению старых кораблей. Но дело это настолько не легкое, что им не позавидуешь.  Сначала...

Хроника неоконченной кругосветки

В конце девяностых я предпринял неудачную попытку совершитьодиночное, кругосветное путешествие на самодельной яхте. Не обращая внимания на то, что...

Сколько стоит жизнь на воде?

Стоимость любого жилья складывается из трех основных слагаемых:  Стоимости участка земли, на котором располагается ваше строение, стоимости...