Чтобы говорить о комфортной жизни дома, у вас в голове не должно появляться мысли, откуда берется ток в розетке перед каждым включением очередного электроприбора в сеть.
И если для обычных домов этот вопрос решается предельно просто с помощью силового кабеля, уходящего куда-то в пространство цивилизации, то для дома на воде мы должны позаботиться заранее, чтобы ток всегда был в розетках в избытке.
Благо, на планете уже достаточно технологий и оборудования для решения этой задачи.
Основным источником генерации электроэнергии является солнце, даже для средних широт, где по полгода лежит снег. Раньше мы добавляли к солнечным панелям ещё ветрогенераторы, но из-за увеличения параметров потребления и большого количества эксплуатационных недостатков ветрогенераторы ушли в прошлое.
Прежде всего, установить максимально конструктивно возможное количество солнечных панелей.
Мы это делаем не только на всех свободных горизонтальных поверхностях, но и на стадии проектирования катамарана учитываем этот момент. Мы стараемся устанавливать не менее 5 кВт солнечных панелей, обычно 10 кВт и даже 15. Чем больше, тем лучше и проще будет в дальнейшем, так как солнечная панель относительно недорога, не требует эксплуатационных вложений и служит очень долго.
Второе главное условие — наличие максимально возможного количества аккумуляторных батарей. Если в случае с солнечными панелями ограничениями являлись квадратные метры площади крыши, то в случае с аккумуляторами важна их стоимость. Поэтому каждый раз подбирается оптимальный компромисс между стоимостью разных видов аккумуляторов и их продолжительностью жизни.
На сегодняшний день мы чаще применяем литий-железофосфатные или кремниевые аккумуляторы. Однако рынок этих товаров постоянно меняется, поэтому нам приходится тщательно его отслеживать.
Эти два компонента на 90% покрывают все потребности в электричестве автономного дома на воде, если вы эксплуатируете его южнее 45-й параллели. На севере этот процент уменьшается, но остается подавляющим.
Дополнительно для накопления электроэнергии мы используем обычные альтернаторы, установленные на всех ходовых дизельных и бензиновых моторах. Часто мы устанавливаем дополнительные альтернаторы на эти моторы, чтобы увеличить отбираемый ток. Однако этот источник электроэнергии работает только при движении судна на двигателях внутреннего сгорания. Следует понимать, что расход топлива при генерации дополнительной электроэнергии увеличивается. (Есть капитанские хитрости, как минимизировать эти расходы, но об этом в другой статье).
Стоит отметить, что напрямую заряжать литий-ионные аккумуляторы от дизельных альтернаторов нельзя из-за несовпадающих значений по напряжению. Поэтому сначала заряжаются дополнительные кислотные аккумуляторы, а затем через инверторы запускаются зарядные устройства для литий-ионных аккумуляторов.
В завершении стоит сказать, что все эти системы энергогенерации и хранения электроэнергии были бы бесполезны без целой кучи контроллеров, инверторов, преобразователей, стабилизаторов и множества электроники, которая увязывает все эти системы и оборудование в круглосуточном автоматическом режиме с единственной целью: чтобы когда вам понадобится подключить очередной электроприбор в розетку на вашем катамаране, где-то у берегов островов Зелёного мыса, электричество уже ждало вас в достаточном количестве и с правильными параметрами, чтобы вы могли ощущать себя как в мегаполисе.