До Волгограда остался один день пути. Сегодня 15-й день нашего плавания. В Волгограде мы войдем в Волго-Донской канал. На этом Волжский этап кругосветки заканчивается.
Большая часть Великой реки пройдена. От Дубны до Волгограда почти две с половиной тысячи километров. Сказать, что это самая большая европейская река впечатляет — значит ничего не сказать! Такая огромная мощь бескрайних водных просторов с неповторимыми берегами, утесами, островами, что переполняет чувство гордости за Россию. С воды прекрасно смотрятся все города: от самых больших, таких как Нижний Новгород, Самара, Саратов, до самой последней маленькой деревни в три дома, но зато стоящей на вершине стометрового утеса.
На мой взгляд, совершенно недопустимо не пройти из конца в конец Волгу и не увидеть хоть раз в жизни ее величия. Нет, конечно, Доминикана, Таиланд и Австрия тоже неплохо, но такого сильного впечатления, как на этой реке, я уже давно не получал в зарубежных поездках.
И, конечно, очень важно, насколько тесно удается общаться с рекой. Чем ближе вы находитесь к воде, чем меньше ваше судно, тем ярче ощущения. Если вы на круизном теплоходе перемещаете свое тело между каютой и рестораном, то прогулка по Волге больше напоминает телевизионную программу, и ощущений от реки будет намного меньше. Если на байдарке скакать по волнам, то драйва и ощущений будет предостаточно, но комфорта не так много. Наверное, наш вариант оптимальный.
Комфорт у нас, как на круизном лайнере, а водичку можно потрогать рукой в любой момент. Мы даже научились купаться на ходу. Когда жарко и очень хочется окунуться, выкидываешь с кормы лестницу и бежишь на нос нырять. Дальше нужно как можно быстрее вынырнуть, сделать несколько интенсивных гребков и успеть зацепиться за лестницу. Если все удалось, и ваш корабль без вас не ушел, то можно повисеть на лестнице сколько угодно. Ощущения лучше, чем в джакузи. И уж совсем высший пилотаж — успеть намылиться и совместить джакузи с гигиеническими процедурами.
Несмотря на то, что у нас на катамаране есть душ с горячей водой обычных размеров, им за все путешествие пока пользовались только раз, для знакомства. Все предпочитают реку и джакузи.
Когда проходили Саратов, в спину подул легкий ветерок, мы радостно поставили парус, но тучка на горизонте не предвещала ничего хорошего. Буквально за час ветер усилился до 22 узлов (11 м/с) и разогнал метровую волну.
Связались по рации с проходящим мимо танкером, спросили у него прогноз погоды. Вахтенный на танкере зачитал нам прогноз, очень переживал, чтобы мы правильно его записали на бумагу: в нем ветер и волна даются на разные участки Волги по-разному. Участки обозначаются цифрами, например: на 8-м или на 7-м участке, причем цифры не по порядку, и высота волны обозначается тоже трехзначной цифрой, например 120 или 140 на разных участках. Чего 140, мы так и не поняли. Может, сантиметров, а может, сушеных енотов. Да и где какой участок реки какой цифрой обозначается, нам, если честно, тоже не особо понятно. Зато более чем понятен прогноз по ветру: 12–14 м/с с порывами до 22.
Выслушали мы длиннющий прогноз, заверили вахтенного танкера, что все подробно записали, поблагодарили его и пожелали счастливого пути, а сами пошли надевать спасательные жилеты. В них поспокойнее. Ему там, на танкере, такая волна вообще не ощутима, а наша «Черепашка» скачет по волнам, как необъезженный жеребец. Я еле мог одновременно крутить штурвал и говорить в рацию, какое там еще записывать чего-то.
22 м/с — это больше 40 узлов, по морским меркам — приличный шторм. Яхты без необходимости в такой ветер в море не выходят. Благо, он был попутный, но волна на разных поворотах реки становилась диагональной и сильно сбивала нас с курса.
Авторулевой в таких условиях работать отказывался. Он остервенело крутил штурвал взад и вперед, пытаясь оставить катамаран на заданном курсе. Но наше суденышко настолько маленькое, что, пропуская под собой очередную волну, оно вертит такой «краковяк», что если бы мы вовремя не отключили авторулевого, он бы сошел с ума.
Парус, конечно, пришлось убрать, но палуба катамарана, несмотря на то, что она совсем близко к воде, оставалась абсолютно сухой. «Черепашка» так ловко подлетала на каждой волне, что ни брызги, ни волны в кокпит не попадали. Это огромная радость! Конечно, речные волны — это не морские, они не высокие, но очень короткие и крутые. На водохранилище «Черепашка» справилась со всеми. О том, чтобы уходить в укрытие, не шло и речи. Даже полночи шли, управляя вручную.
Следующий день добавил ветра, и волна подросла. Но мы уже осмелели, взяли рифы на парусе и пошли под небольшой его частью. А на третий день прохождения Волгоградского водохранилища ветер ослаб, и мы поставили парус целиком.
С первого дня путешествия ветер подшучивает над нами. Весь канал им. Москвы прошли в приличный встречный ветер с дождиком под мотором. В Дубне поворот на 90 градусов, мы видим, что ветер становится попутным для нас, но пока шлюзовались, он развернулся на 180 и снова задул нам в нос. С таким северо-восточным ветром мы дошли до Казани, где река круто поворачивает на юг. Мы были в предвкушении попутного ветра и постановки паруса. Но как только мы прошли Казань, ветер как по команде задул с юга, опять нам в лоб. И только под Саратовом ветер стал боковым, и мы смогли часа четыре наслаждаться парусом.
И вот теперь, третий день попутный, но какой!