Прогноз погоды

После ночных злоключений мы смогли обогнуть-таки эту косу, подойти к ней с подветренной стороны и бросить якорь. Утром разбор полетов. У нас сломаны крепления обоих шверцов, пропали два кранца и ведро. Но главное — сломан руль.

Стоять на якоре было некомфортно, потому что ветер дул с одной стороны, а волна — под 90 градусов к нему. Сильно болтало. Решено было выходить и ремонтировать руль по ходу. Мы шли вдоль берега, стараясь не отдаляться от него. Ветер дул именно с этого берега. Прогноз погоды уверял, что всего 10 узлов, но наш судовой анемометр упорно показывал 20. Да и по ощущениям никак не 10. Метровая волна, к сожалению, шла нам прямо в лоб, сильно тормозя нашу скорость.

Но идти все время вдоль берега не представлялось возможным. Надо было преодолеть миль 30 по открытому участку. К этому времени слегка укороченный руль уже был закреплен на своем месте. Надо сказать, что я взял с собой много инструмента. Помимо ручных наборов на борту ещё есть болгарка, электрический лобзик, шуруповерт. В общем, можно ещё один катамаран построить.

Отойдя миль на пять от берега, мы поняли, что погорячились. Крутая полутораметровая волна догоняла нас сзади и сбоку по диагонали. Катамаран выделывал умопомрачительные пируэты. Сложно было оставаться в седле. И мы сдались. Повернули назад, к подветренному берегу. Курс — прямо противоположный от нашего маршрута. Теперь уже приходилось выгребать против ветра и волны.

До берега добрались только на закате. Зато попали на спокойную воду. Бросили якорь в 9 вечера и измученные завалились спать. Ночь прошла абсолютно спокойно. (Потом мне ещё много раз пришлось пожалеть, что я не использовал эту спокойную ночь.)

С рассветом я завел мотор, поставил парус и весело побежал по почти спокойному морю с десятиузловым ветром в левый борт. Надо было нагонять упущенное вчера время. Утром, милях в пяти от берега, к нам откуда-то прилетела летучая мышь. Она долго кружила вокруг, а потом-таки примостилась спать на нашем парусе. Проспала она там до вечера, несмотря на то, что парус к тому времени уже был убран, и совсем уже, когда стемнело, выбралась и улетела прочь.

К обеду ветер зашел южнее, и нам пришлось убрать парус. Против ветра катамаран с нашим прямым парусом идти не желает. До вечера ветер оставался не сильным. По прогнозу на ночь он таким и будет — с юго-востока. Вечером мы повернули на юго-запад, взяв курс на Керченский пролив. До него оставалось миль 80 открытого моря. Ребята пошли спать, а я поставил парус, взял компьютер с киношкой и поудобнее устроился на вахтенном диване.

Часам к 10 ветер стих совсем. Пришлось убрать парус. А потом задул с запада. Вокруг нас сверкали молнии. Где-то шел дождь, была гроза. Западного ветра не должно было быть ни по одному прогнозу. А он набирал силу. С ветром пришла встречная волна. Мы уже были далеко от берега. Да и что было толку от наветренного берега. К 12 ночи карусель уже завертелась по полной программе. Волны швыряли маленький катамаран, как им вздумается. Скорость упала до 2 узлов.

К 2 ночи волны стали перелетать через катамаран целиком. Но автопилот справлялся, и мне оставалось только держаться и наблюдать за обстановкой. Мы потихонечку двигались на юг, стараясь добраться до Таманского берега. По моим расчетам, около него волна должна идти вдоль берега, а значит, уменьшиться. К 6 утра мы бросили якорь в 50 метрах от берега на метровой волне и ветре. Надо было поспать. Но спать, когда постоянно подлетаешь над кроватью, непросто. В 8 решил завести второй якорь с кормы, чтобы катамаран не разворачивало боком к волне. И это было ошибкой.

Пока мы стояли только на носовом якоре, ему с трудом, но удавалось нас держать даже на песке. Просто на полутораметровой глубине было отдано метров 40 цепи. Но когда мы завели второй якорь, качка уменьшилась, но увеличилась нагрузка на носовой. И его потащило. Когда тащит на одном якоре, всё просто: заводится мотор, достаётся якорь и спокойно перекладывается. Но когда стоишь на двух, ничего этого не получится. Пришлось аврально поработать полчаса и достать оба якоря в зоне прибоя, на глубине меньше метра, постоянно рискуя быть выброшенными на берег. Как хорошо, что мы не на килевой яхте, и нам прощаются подобные ошибки.

А дальше у нас выбора не было. Спрятаться от ветра и волны негде. Придётся идти против двухметровой короткой волны и двадцатиузлового ветра вдоль берега в Керченский пролив. Только там можно укрыться за крымским берегом. Но до него почти 20 миль такой свистопляски.

Наконец, одумался прогноз погоды со своими 10 узлами с востока. Теперь поменял своё мнение и показывает 15 с запада. А наш анемометр стоит на отметке 20 узлов, с порывами до 30. По рации на 85 канале нудным голосом передают штормовое предупреждение для нашего района. Одно радует — сейчас день, и поэтому не так страшно.

Один из сорванных якорей не был хорошо закреплён на носу. Я взял верёвку и пошёл на нос крепить его. В какой-то момент, работая с верёвкой, очередная волна накрыла нос катамарана вместе со мной целиком. Я, сидя на носу, с головой ушёл под воду. Но страшно не было, скорее прикольно. Мы уже стали доверять нашей Черепашке. Она очень стойко справляется со всеми волнами.

Часам к 4 вечера зашли в пролив. За Крымским мысом сразу выключили и ветер, и волну. Но не успели мы подойти к берегу, как в рации раздалось: «Морская черепаха – ответьте «Лебедю»». («Лебедь» — это позывной украинских пограничников.) «А вы на берег собираетесь?» — «Нет, нет. Мы только на якоре постоим, погоду переждём». — «Ну тогда подальше от берега отойдите, чтобы мне вас видно было хорошо, и стойте себе. Будете уходить, выходите на связь и сообщите».

Ещё когда мы три дня назад только высунули свои носы в Азовское море, в рации раздалось: «А что это за судно с такими-то координатами, ответьте «Берегу-19″» (это наши пограничники). «Морская Черепаха», — говорим. «Мы за вами наблюдаем, Черепаха, счастливого вам пути». «Спасибо, конечно, — подумали мы, — но как-то неуютно, что за нами наблюдают».

И потом ещё много раз, на всём переходе по Азовскому морю, мы слышали в рации: «А это вы там идёте, маленькие такие, с координатами, и курсом, и скоростью? А, ну идите, идите, счастливого вам пути». — «Ответьте «Берегу 25, 42, 58, 61″». — «Мы, мы, спасибо вам, «Берег», за материнскую заботу».

Азовское море позади. Прошли мы его за три с половиной дня. А приключений на целых две статьи. Основные выводы: нельзя слепо верить картам и прогнозам погоды. Всё, что с нами произошло в море, случилось из-за конкретных ошибок картографов и синоптиков. Хотя без них было бы пресно.

Корпус Морской Черепахи показал себя с наилучшей стороны. Он выдерживает без каких-либо изменений серьёзнейшие по силе удары волн, легко взбирается на любую, даже очень крутую, с гребнем волну. Прощает ошибки при попадании на боковую волну. Конечно, в штормовых условиях плавание на Черепахе нельзя назвать комфортным. Но это изначально было понятно из-за мизерного размера судна.

Катамаран «Морская Черепаха» — судно моторное со вспомогательным парусом. Испытания показали, что это именно так, а не наоборот. Но меня это не сильно огорчает. Звука мотора почти не слышно, и он совсем не раздражает. Для нормального движения вперёд достаточно 1/5 его мощности. Расход топлива в таком режиме минимален, где-то 25 литров в сутки. С собой у нас 500 литров топлива. Можем, при необходимости, взять 700 литров.

Парус добавляет мотору половину мощности. Скорость при этом почти не возрастает, но мотор ещё меньше потребляет топлива. Парус можно использовать при попутных и боковых ветрах в диапазоне градусов 200–220. Без уменьшения площади парусности ходили в ветер до 20 узлов. Только на жестком крыле можно идти и в 30 узлов (хотя при таком ветре круизные яхты уже парусов почти не несут). Можно идти только на одном парусе, совсем без мотора, но тогда приходится крутить штурвал руками. А это нас не сильно радует. Предпочитаем, чтобы мотор чуть-чуть подруливал. Мы пробовали авторулевого устанавливать и на перо руля, и на подвесной мотор. Судно точнее идёт по курсу со вторым вариантом. Так пока и оставили.

Даже при очень сильной качке, когда поплавки вылетают из воды, автопилот справляется со своей задачей. Как ему это удаётся, не понятно. Руками никогда так точно нельзя управлять нашим катамараном в таких условиях. А ночью так совсем невозможно.

Оставить заявку
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Скрытое поле:
Ознакомлен с пользовательским соглашением
Спасибо! Форма отправлена