Ко мне обращаются сотни разных людей с вопросами о самостоятельной постройке яхт. Я добросовестно отвечаю каждому на все, как правило, одинаковые вопросы. Поэтому я решил объединить свои ответы в цикл статей и разобраться, наконец, как самому построить катамаран.
Прежде всего, нужно понять, зачем вам всё это нужно.
Если вы хотите иметь катамаран такой же, как «Лагун», «Леопард» или любой другой серийно выпускаемый катамаран, но не хватает средств на его приобретение, то обратитесь к вторичному рынку. 5-, 10-, 20-летний катамаран может быть вам по карману.
Всё равно он будет красивым, белоснежным и пафосным. И это будет дешевле, чем построить такой же самостоятельно. Только надо отдавать себе отчёт, что стоимость возможного ремонта бывалого катамарана может превышать его изначальную цену.
Если вы придумали лучший катамаран, с гениальными обводами и умопомрачительной внутренней планировкой, то сам Бог велел вам строить самостоятельно! Но даже в нашей компании, после двадцатого построенного катамарана, приходят мысли о том, что можно было бы изменить для улучшения конструкции в следующем.
И вот только после того, как вам удалось попробовать в качестве капитана большинство серийных лодок и вы составили для себя список того, что бы вы хотели в них изменить, самое время задуматься о самостоятельной постройке.
Подавляющее большинство современных катамаранов строится из стеклопластика. Стекломат на полиэфирной основе укладывается в матрицу и оборачивается полиэтиленовым пакетом, из которого откачивают воздух. 12 часов — и красивая скорлупа будущего катамарана готова.
Сверхтехнологично! Но есть, о чём задуматься.
Если бы у вас были такие матрицы, то вы бы и были заводом «Лагун». И тогда вы бы для себя любимого, склеили корпус с правильной толщиной обшивки, чтобы при любой ошибке пилотирования ваша лодка не была бы похожа на рваные лохмотья при встрече в море с полузатопленным грузовым контейнером.
Вторая проблема стеклопластика — постоянный стирольный фон, который излучает корпус.
Конечно, если вы берёте лодку в чартер на недельку, то проблем немного. Разве что неприятный запах в каютах, да и то его уже через пару лет почти не замечаешь. Но жить в такой лодке месяцами я бы не рекомендовал и врагу. Не хочу никого критиковать, но любой человек может легко в интернете найти информацию о воздействии стирола на организм человека.
Достойных морских катамаранов из дерева или из металла я лично не встречал.
Алюминиевые лодки строят, но это сложный и крайне недешёвый процесс. Дюралевые катамараны относительно лёгкие, прочные, но, как правило, с кондовыми формами. Дюралевый лист не может гнуться в трёх плоскостях, поэтому неизбежны острые углы корпуса и рубленные обводы, не позволяющие воде правильно обтекать корпус.
К тому же длительность эксплуатации алюминиевого сплава в морской воде сильно зависит от качества именно конкретного сплава, из которого строится лодка. А если просто приобрести АМГ-5 или АМГ-6, то может сильно не повезти. И через несколько лет корпус начнёт превращаться в белый порошок, пока не исчезнет совсем.
Только изучив досконально весь мировой опыт постройки катамаранов, мы приступили к экспериментам с тогда абсолютно новым и прогрессивным материалом — полиуретаном.
Всё это произошло 20 лет назад. Но с тех пор и по сей день почти каждый год в мире появляются всё новые и новые виды полиуретанов. Это и мастики, и краски, и герметики, и шпаклёвки. Одним словом, всё, что необходимо для постройки катамарана.
Мы не торгуем полиуретанами и не рекламируем их, но наши лодки, построенные 20 лет назад, эксплуатируются и по сей день без ремонтов. Производители этих материалов дают гарантии на 50 лет, и мы начинаем в это верить.
Но главное! Полиуретаны не выделяют вредных веществ! В полиуретановых ёмкостях можно хранить продукты и питьевую воду, потому что этот материал не вступает в реакцию практически ни с чем, даже с самим собой.
А значит, в полиуретановых катамаранах можно жить месяцами без вреда для здоровья. Чем, собственно, мы и занимаемся.
Построить морской круизный катамаран для длительного проживания за 1 млн руб. нельзя! Даже если вы всё умеете делать своими руками и собираетесь выдолбить корпуса из дуба, растущего у вас во дворе.
Крайне неправильно прикинуть стоимость фанеры и массу связующего, чтобы оценить себестоимость постройки катамарана. Вам ещё придётся закупать тысячи мелких и не совсем мелких позиций, из чего и будет складываться общая стоимость будущего катамарана. Якорные лебёдки, палубное покрытие, сотни кисточек, швартовые утки, кранцы, рангоут, такелаж, паруса, моторы, водопровод, канализация, электричество, навигация, нержавеющие болты, иллюминаторы, аккумуляторы — и этот список не иссякаем.
Да, вы, возможно, сможете вдвое сократить расходы при самостоятельной постройке своего катамарана относительно покупки нового, серийного у мировых производителей. Но вы потратите на это годы собственного титанического труда и будете вынуждены приглашать помощников. А на выходе всё равно получите убогое подобие того французского аналога, к которому вы так стремились.
Если:
То надо строить лодку для себя. Чувствуете в себе уверенность, есть достаточно средств, свободного времени и подходящее помещение на берегу водоёма — в добрый час.
Ответим на любые ваши вопросы, расскажем обо всём, что сами знаем. Пишите, задавайте вопросы в комментариях к этой статье. Хотите всё сами, но в самых трудоёмких моментах, например, в постройке корпуса, обратиться к профессионалам? Пишите — обсудим.
Также мы готовы ответить на ваши вопросы по WhatsApp: +7 (903) 136-3926.